Бизнес-совет

 

Бизнес-совет 

Киев - Банковский сектор Украины по-прежнему находится в состоянии ожидания после кризиса, в результате которого в конце 2008 года вкладчики поспешили снять депозиты, а заемщики с трудом выплачивали долларовые кредиты, поскольку курс гривны резко упал по отношению к доллару США в результате мирового финансового кризиса.

The Kyiv Post встретился со Стивеном Фишером, который недавно прибыл из Москвы, чтобы возглавить Ситибанк Украина, чтобы обсудить, что украинские власти должны сделать, чтобы вывести банковский сектор из продолжающегося кризиса, как Китай может вскоре стать крупным игроком в Украине, и как Citi – который в настоящее время предлагает корпоративные и коммерческие банковские услуги – активно рассматривает возможность создания подразделения потребительских банков.

КП: Как бы вы сравнили работу в России и в Украине?

СФ: Когда вы ’занимаетесь банковским делом, действуют одни и те же правила. Украинский рынок имеет некоторые преимущества. Это меньшая страна, поэтому вы можете узнать своих клиентов гораздо быстрее. Вы можете быстрее посетить их предприятия. Это позволяет быстро сформировать более целостное представление об их общих потребностях и будущих направлениях деятельности. В целом, я считаю, что украинские корпорации более открыты для сотрудничества с иностранными банками, особенно после кризиса, когда кредитование значительно сократилось.

КП: Я считаю, что украинские корпорации более открыты для сотрудничества с иностранными банками.

КП: Что даст толчок развитию кредитования?

СФ: Оно ’начинает набирать обороты. У большинства крупных банков есть много ликвидности, которую они хотели бы использовать. Вопрос в том, чтобы кредиторы нашли подходящие возможности. Сейчас мы видим, что ранее отложенные планы по расширению или замене капитального оборудования вновь активизируются. Или посмотрите на сельскохозяйственный сектор. Ключевые игроки приобретают более продуктивные земли и ищут финансирование для приобретения, строительства силосов и элеваторов для хранения и транспортировки. Это ’хорошая история.

Другая история, которая не является хорошей, но может быть хорошей, заключается в том, что сталелитейный сектор находится в глубоком кризисе. Все реструктуризации должны быть завершены. Усиливается конкурентное давление. В последнее время наблюдается значительный прогресс в корпоративной реструктуризации, который заставляет меня верить, что в 2011 году большинство ключевых игроков смогут вернуться к нормальной деятельности. С учетом недавнего подъема на рынках стали и прогресса в реструктуризации, о котором я говорю, 2011 год, безусловно, должен стать лучшим годом для этого сектора. И, соответственно, банки снова станут более активными.

KP: Что должен делать Национальный банк Украины?

СФ: НБУ должен продолжать определенные реформы. Оставшиеся проблемные банки должны быть либо рекапитализированы, либо ликвидированы. Мы бы хотели, чтобы НБУ поддержал определенные изменения в действующих юридических процедурах и методологии в отношении банкротства и предоставления обеспечения, чтобы приблизиться к лучшей международной практике. Это способствовало бы увеличению кредитной активности. На данный момент это ’тормозит&rsquo ; выдачу кредитов. Банки сейчас просто не ведут себя как банки. Необходимо также решить вопрос независимости НБУ. Я не уверен, что у нас это еще есть.

Система фонда гарантирования вкладов должна быть реформирована. Это позволит повысить доверие к деятельности по размещению вкладов, а также сократить расходы государства на обеспечение гарантийного страхования.

Развитие инфраструктуры местных рынков капитала также имеет решающее значение. В настоящее время мы не можем сказать, что существует какой-либо рынок долгосрочных заимствований. Это важно для проектного финансирования, для инфраструктурных проектов и в целом для финансирования любой программы интенсивных капитальных затрат с более длительным периодом окупаемости.

В настоящее время мы не можем сказать, что существует рынок долгосрочных заимствований.

Страховой и пенсионный сектор, а также сектор инвестиционных фондов должны быть улучшены, чтобы стать более неотъемлемой частью инфраструктуры долгосрочного рынка капитала в стране.

КП: Что могут сделать правительство и НБУ для поддержки кредитования?

СФ: Во-первых, им нужно обратить внимание на потребительское кредитование. Они должны пересмотреть порядок работы кредитных бюро. Банки не обязаны предоставлять определенную информацию в кредитные бюро, а кредитные бюро не имеют права делиться своей информацией. Банки просят предоставлять информацию только в том случае, если она негативная, но почему бы не предоставлять и позитивную информацию? Более широкий и полный поток информации может повысить доверие к кредитам.

Во-вторых, необходимо обновить основные правила, касающиеся предоставления обеспечения. Если банк желает предоставить кредит тому, кто хочет открыть новый завод, то правила не позволяют кредитору принимать обеспечение по недостроенному объекту. Это снижает возможности и гибкость потенциального кредитора, заинтересованного в поддержке такого проекта.

В-третьих, в правилах не предусмотрено, что банк может принять залог под недостроенный объект.

В-третьих, необходимо изменить правила банкротства, поскольку права кредиторов на защиту не совершенны. В системе существует множество лазеек, которые заемщики могут использовать для затягивания процедуры, или же активы могут быть проданы без участия кредиторов.

В-третьих, необходимо изменить правила банкротства.

KP: Что вы думаете о нынешних властях и о долгожданной стабильности?

SF: Стабильность - это факт, потому что за последние семь месяцев был достигнут огромный прогресс. В частности, за последние три месяца ставки по суверенным облигациям Украины значительно выросли, хотя по сравнению с другими странами с развивающейся экономикой они все еще высоки. Недавно утвержденная программа Международного валютного фонда для Украины продолжает подкрепляться последовательными заявлениями и действиями украинского правительства.

В настоящее время в Украине сохраняются определенные проблемы, связанные с тем, что в течение последних семи месяцев в стране сохраняются высокие темпы роста экономики.

В то же время экономическое давление сохраняется. Инфляция и давление на правительство, заставляющее его привлекать больше денег, - вот две области, вызывающие постоянное беспокойство. Это непросто, но утверждение программы МВФ было ключевым моментом в поддержании доверия международных финансовых рынков. Если бы этого не произошло, это было бы серьезной проблемой. Это действительно отбросило бы всех назад.

KP: Какие риски угрожают этой стабильности? Видите ли вы какие-либо из них на горизонте?

.

СФ: Главная угроза заключается в том, что правительство склонится перед различными политическими, секционными и региональными давлениями, чтобы ослабить свои обязательства по реформам МВФ. Во-вторых – необходимо сократить расходы. Одним из рисков являются налоговые поступления. В первой половине года правительство хорошо собирало доходы, и было несколько крупных поступлений. Вторая половина года будет более сложной.

У этой страны все еще много проблем как с точки зрения текущей макроэкономической ситуации, так и с точки зрения состояния промышленности, необходимости проведения различных реформ и очень низкого уровня прямых иностранных инвестиций. Сейчас Украина достигла периода стабильности, но никто не должен слишком успокаиваться на этом, поскольку это начальный этап выхода из кризиса, и еще многое предстоит сделать, и удержать курс будет непросто.

KP: Что вы думаете о том, что Россия и Китай, похоже, хотят еще больше вмешаться в ситуацию в Украине?

СФ: Мы очень рады этому. Китай&rsquo ; является крупным игроком, делающим много инвестиций. Российские деньги - это хорошо, но они приходят связанными. Это ’другая игра, чем китайские деньги. Китайские деньги больше, они дешевле, и они связаны только экономически, а не политически.

Российские деньги немного сложнее и немного более сфокусированы. Вы можете понять почему, потому что они соседи, и у них гораздо более масштабные задачи. Китайцы хотят строить бизнес, и я думаю, что они были недостаточно представлены в Украине, так что подумайте о возможностях для роста.

Китайские деньги являются более сложными.

KP: Какого рода проекты будут искать китайцы?

СФ: Разработка нефти, буровые установки, телекоммуникационное оборудование, автомобилестроение. Сельское хозяйство может быть очень интересным. Сталелитейный сектор, когда он выйдет из реструктуризации.

СФ.

KP: Что насчет иностранных банков в Украине? Перед кризисом произошел огромный скачок, и многие из них, похоже, перестарались. Каково будущее?

SF: Я не думаю, что в ближайшем будущем мы увидим новые приобретения иностранных банков. Оглядываясь назад, можно сказать, что те, кто пришел, заплатили слишком высокие премии и оказались обременены множеством проблем и сложностей, которых они не ожидали. Они все еще находятся на стадии несварения желудка. Если бы Citi хотел расшириться, мы&rsquo ; сделали бы это органически, а не путем приобретения.

КП: Каковы ваши цели в Citi? Что вы хотите изменить или сделать по-другому?

СФ: Я думаю, что мы хорошо выбираем клиентов и процедуры. Мы хотим и дальше быть еще более активными членами сообщества. Я бы хотел продолжить рост нашей местной клиентской базы и увеличить нашу кредитную активность. Мы&rsquo ; будем делать это взвешенно, но мы&rsquo ; определенно смотрим вверх.

Мы рассматриваем возможность открытия здесь собственного розничного потребительского банка. Окончательных решений пока не принято, но мы&rsquo ; активно рассматриваем эту возможность. Мы&rsquo ; будем делать это с нуля, а не покупать, и мы&rsquo ; будем внедрять новейшие технологии. Наше подразделение потребительского банкинга в России является крупным, и это модель, которую мы могли бы использовать.

КП: Кто является основными клиентами Citi’в Украине?

СФ: Citi является банковским партнером для большинства международных компаний, ведущих бизнес в Украине. Если вы посмотрите на 100 крупнейших украинских корпораций, то мы занимаем в них очень большое место. Мы работаем с 50 процентами из них. Это осознанное решение: Мы хотим работать с лучшими фирмами в каждом секторе.
КП: Есть ли момент, когда мы будем больше заинтересованы в малых и средних предприятиях?

СФ: Это ’естественное развитие. Сначала мы работаем с крупными транснациональными корпорациями. Затем очень быстро мы расширяемся в ключевые промышленные сектора. Нам нравится работать с самыми известными именами. Следующий логический шаг - переход к малым и средним предприятиям. В некоторых странах мы работаем на уровне микрофинансирования. И, наконец, потребительское кредитование, которое является совершенно иным.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Проверьте, должны ли вы оплатить долг

Как финансировать новый бизнес

Требования к займам